Barnoba.ru » Статьи » Культура и искусство

Футуризм в русской литературе

ФутуризмВ России ведущим течением стал так называемый кубофутуризм, представители которого (В.Хлебников, В.В.Каменский, Д.Д.Бурлюк, А.Е.Крученых, В.В.Маяковский, Б.К.Лифшиц и др.) в 1909 составили группы «Союз молодежи» и «Гилея».

Другое течение, возглавляемое Игорем Северяниным, именовалось эгофутуризмом (возникло в 1911). Вся деятельность русских футуристов протекала в атмосфере сенсации и скандала. Они появлялись на публике с раскрашенными лицами, их литературные вечера нередко кончались потасовками. Один из главных манифестов назывался «Пощечина общественному вкусу» (1913).

В поэзии футуристы выступали экспериментаторами и провозглашали идею «зауми» («заумного языка»). В театре пытались возродить архаические формы; в живописи тяготели к примитиву. «Мы идем рука об руку с малярами», - говорил художник М.Ф.Ларионов. Основные литературные альманахи и сборники: «Садок судей», «Мир-сконца», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас», «Молоко кобылиц», «Весеннее контрагенство муз». Наиболее яркие произведения - поэма Маяковского «Облако в штанах» (1915) и его пьеса «Мистерия-буфф» (1918). Считая себя «новыми людьми новой жизни», футуристы призывали «сбросить прошлое с корабля современности».

«Садок судей». Первый альманах футуристов. Вышел в свет в мае 1910. В нем участвовали Велимир Хлебников, В.В.Каменский, Д.Д.Бурлюк, А.Е.Крученых. Дабы придать книге необычную внешность, ее напечатали на обойной бумаге. Первый книжный опыт футуристов читатели проигнорировали. Нераспроданный тираж альманаха (480 экземпляров) пролежал в типографии несколько лет и потом был уничтожен. Второй альманах под тем же названием издан в 1913.

«Пощечина общественному вкусу». Сборник. Опубликован в Петербурге в январе 1913. Первое совместное выступление кубофутуристов, составивших группу «Гилея». Авторами сборника были В.Хлебников, В.В.Маяковский, Д.Д.Бурлюк, А.Е.Крученых.

«Дохлая луна». Альманах кубофутуристов, участников «Гилеи». Издан в конце 1913. Включал стихи В.В.Маяковского.

«Рыкающий Парнас». Иллюстрированный сборник (1914). В нем участвовали В.В.Маяковский, Велимир Хлебников, A.Е.Крученых, Д.Д. и Н.Д.Бурлюки, В.В.Каменский; одним из иллюстраторов был П.Н.Филонов. Сборник содержал резкий манифест «Идите к черту!», в котором высмеивались «старички русской поэзии» (Ф.К.Сологуб, B.Я.Брюсов).

Цензура конфисковала тираж, усмотрев «нарушение благопристойности» в изображении «неприлично оголенных мужских и женских тел». Тем не менее около двухсот экземпляров попали к читателям.

«Весеннее контрагенство муз». Альманах футуристов (1915). Содержал стихотворения В.В.Маяковского, В.В.Каменского, Н.Н.Асеева, В.Л.Пастернака, рисунки А.В.Лентулова.

Футуристы и октябрьская революция. До 1917 футуризм не имел официального места в пантеоне российской поэзии. Старшие современники характеризовали его как «оголтелое хамство» (Д.С.Мережковский) и называли футуристов «варварами, сплющенными цивилизацией» (Ф.А.Степун). В то же время их творчество пользовалось большой популярностью в среде молодежи, в слоях радикально настроенной интеллигенции. Поэтому они безоговорочно перешли на сторону Октябрьской революции, а позднее образовали левый фронт советского искусства - объединение ЛЕФ. В первые годы после революции футуристы пользовались покровительством советской власти. Особенно энергично их поддерживал нарком просвещения А.В.Луначарский, называвший их «первыми барабанщиками красной культуры». Это покровительство закончилось в 1920 после нескольких резких высказываний В.И.Ленина. Известна его резолюция: «Луначарского за футуризм сечь!»

«Творчество». Литературная группа футуристов, существовавшая во Владивостоке в 1920. В «Творчество» входили Николай Николаевич Асеев, Д.Д.Бурлюк, С.М.Третьяков, Н.Чужак и др. Участники группы развивали идею «производственного искусства» и рассматривали литературное творчество как «жизнестроение». «Нет больше храмов и кумиров искусства... Есть мастерские, фабрики, заводы, улицы, где в общем праздничном процессе производства творятся товаро-сокровища», -писал Чужак. В 1921 Асеев, Третьяков и Чужак переехали в Москву и вступили в объединение ЛЕФ.
Категория: Культура и искусство | Добавил: llibre (14.10.2014)
Просмотров: 987 | Теги: культура | Рейтинг: 5.0/1
Если вам понравилась статья, поделитесь ей в социальных сетях:

Читайте так же:
Продвижение сайтов естественными ссылками
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]