Barnoba.ru » Статьи » Культура и искусство

Импрессионизм в кино

Во время демонстрации фильма «Наполеон» Абель Ганс показал на боковых экранах марширующее войско, а в центре - фигуру императора. Фильм «Я обвиняю» стал его реакцией на ужасы войны.

Наибольшим достижением французского авангарда 1920-х было проявившееся в многочисленных фильмах движение образов и необременённость сюжетом и действиями. Огромный энтузиазм среди представителей этого течения пробудил фильм Абеля Ганса «Колесо». Риччиотто Канудо - один из первых кинотеоретиков - писал: «Когда мы демонстрировали фрагменты «Колеса», мы имели право их назвать: Песня Колёс, Танец Кругов.

Движения образов, скорее улавливаемые, чем видимые, сплетённые в ритм на одном дыхании движение поезда и бешеная скорость означают переполненного страданиями человека, доведённого до пароксизма отчаяния». Великий художник-импрессионист французского киноискусства Абель Ганс был не только режиссёром, но и актёром, и сценаристом.

Коллеги признавали его неоспоримый авторитет; Жан Эпштейн писал о нём: «Ганс - настоящий наставник для нас всех». После премьеры фильма Ганса «Колесо» (1922) Жермен Дюлак похвалила режиссёра за то, как в сценарий (мелодраматическую историю о машинисте поезда и его сыне, сгорающих от безнадежной любви к одной и той же девушке - приёмной дочери и сестре) вписаны прекрасные поэтические этюды маневрирующих в тумане поездов: «Не герои уже были единственным важным элементом действа, а продолжительность кадров, их противопоставление, их соединение.

Шпалы, локомотивы, котлы, колёса, манометр, дым, тоннели: родилась драма новая, жестокая, построенная на контрасте скупых движений, в развитии пересекающихся линий, сплетающихся в логический и чувственный узел». Ганс использовал монтаж, составленный из тематически однородных и очень кратких кадров, которые сменяют друг друга так быстро, что удаётся получить одновременный синтез образов.

Кроме того, «Колесо» заняло своё место в истории кинематографа и с формальной точки зрения: это масштабное кинополотно в те годы наглядно продемонстрировало потенциальные возможности нового, развивающегося жанра искусства. Другим монументальным творением Ганса стал «Наполеон», снятый в 1926 году. Хотя картина эта создана в высокопарном, даже помпезном стиле, режиссёр использовал в нём оригинальные находки.

Так, чтобы достичь субъективизма происходящего, одна из сцен была снята камерой, привязанной к скачущей во весь опор лошади, а в другом случае для достижения эффекта падающего ядра работающая камера подбрасывалась вверх. Демонстрировался «Наполеон» на трёхстворчатом экране - это приспособление, названное поливизором, также было изобретением Ганса.

Благодаря творческим поискам Деллюка, Эпштейна и Ганса кино обогатилось миром внутренних переживаний и получило совершенно новые, не известные до того методы выражения. Произведения киноимпрессионистов часто оцениваются критически, однако авангард, вне сомнения, значительно способствовал развитию киноискусства. Ещё в 1937 г. кинокритик Морис Бесси основал премию имени Луи Деллюка, которую во Франции называют кинематографическим аналогом престижной литературной Гонкуровской премии.

Актриса Ив Франсис была женой Луи Деллкжа. Она сыграла во многих фильмах импрессионистов - например, в «Лихорадке» (1921) и «Женщине ниоткуда» (1922) Деллюка, также в «Эльдорадо» Л'Эрбье. Фотогеничное видение действительности и визуальное отражение психологических эмоций - вот что стало программной концепцией нового течения, сформулированной Луи Деллюком.

Жан Эпштейн перенял это понятие именно от Деллюка, о чём рассказал в посвященной киноискусству лекции «Кинематография, видимая с Этны» (1926): «Я бы назвал фотогенией любой аспект вещей, явлений и духовности, которые умножают свои моральные качества благодаря репродуцированию киноискусством». Создатели первого авангарда хотели снимать размышления человека, используя деформацию кадра, его размытость и искривление изображения.

В основе фильмов Л'Эрбье лежали самые банальные сюжеты, поэтому многие критики обвиняли режиссёра в преобладании формы над содержанием. В «Падении дома Эшеров» Эпштейн замедлил движения актёров в кадре, что произвело огромное впечатление на зрителей. «Колесо» - произведение гигантских размеров во всех смыслах: в частности, длина ленты первоначального варианта фильма составила 10 километров. В роли Нормы снялась Иви Клос, а в роли влюбленного в неё Сизифа - Северен Марс.
Категория: Культура и искусство | Добавил: MopkoBka (20.04.2014)
Просмотров: 1938 | Теги: кино, Искусство, творчество | Рейтинг: 5.0/2
Если вам понравилась статья, поделитесь ей в социальных сетях:

Читайте так же:
Продвижение сайтов естественными ссылками
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]